«ГАЗ», «ТОРМОЗ» И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ВОЛИ 19.12.2015 ЮРИЙ ФИЛЁВ
Часто родители задаются вопросом, как воспитать волю ребёнка? Давайте поближе присмотримся к формированию воли как психическому механизму. Все внешне заметные признаки воли, так или иначе, проявляются в движениях. Что бы ни делал ребёнок, идёт он или бежит, включён ли он в работу или нет, пишет-говорит-считает, отводит взгляд или включается в зрительный контакт – ВСЁ связано с движением. Проявлением воли являются и самозапреты, и самоограничения: не включиться в состояние истерики, удержаться от беспорядочной жестикуляции при сильных эмоциональных проявлениях, не поддаться спонтанному желанию просто вырвать остро необходимую именно в данный момент времени игрушку – всё это тоже проявления воли. Получается, что воля – это механизм самоконтроля, способ сдержать спонтанный позыв к действию, в том числе проявляемый посредством управления своими движениями.
Воля проявляется в деятельности, это разумный итог согласованности функций торможения и возбуждения нервной системы. При постоянном повторении комплекса однотипных действий проявления воли становятся привычными, неосознанными. Воля составляет поведенческий скелет взрослого человека, когда спонтанные импульсы подчинены разуму, и это проявляется во всех привычных поступках, которые уже разбиты на наборы элементарных алгоритмов. До того момента, как наладится собственный самоконтроль, ребёнку нужна волевая поддержка взрослого. Приведу параллель – обучение навыкам практического вождения в автошколе. У водителя есть две педали – газ (возбуждение) и тормоз (торможение). У нас возникает желание (импульс) поехать в конкретную пространственную точку. Для этого нужно нажать педаль газа (возбуждение), без этого действия мы просто не тронемся с места и, соответственно, никуда не сможем попасть. Но если вовремя не воспользоваться педалью тормоза (торможение), то мы не просто проскочим нужную цель-точку, но и можем оказаться в крайне неприятном месте, в кювете, например. И это ещё не самый неприятный исход вовремя не нажатой педали тормоза. Первый раз сидя самостоятельно за рулём, я от волнения перепутал педали и вместо тормоза нажал на газ, в результате функцию тормоза исполнил опорный столб дачного забора – хорошо, что всё закончилось лишь испорченным бампером. А сколько таких «бамперов» может помять ребёнок, прежде чем сформирует собственную волю? Ну и, разумеется, начинающему водителю нужен автодром и опытный инструктор, который вовремя подстрахует и поможет справиться с пока ещё сложными ситуациями.
В методе для ребёнка на этих позициях прекрасно срабатывает организованная среда, наполненная обстоятельствами развития (своеобразный автодром), и опытный Монтессори-гид в роли инструктора, который поможет-подскажет в сложных ситуациях. Для ребёнка критически важен механизм формирования волевого баланса, причём у каждого он свой собственный, ведь если отсутствуют внутренние желания, то мы не можем полноценно участвовать в общественной жизни, а без «тормозов» не можем корректировать свои порывы, пользоваться и руководить ими.
Разумное взаимодействие и итоговая результирующая этих противоположно направленных сил возникает в результате длительных тренировок и постепенно переводит один жизненный алгоритм за другим из области активного сознания, требующего постоянного волевого усилия, на его периферию или даже вовсе в статус навыка-привычки, не требующего постоянного сознательного участия. Действия становятся автоматическими, почти на уровне рефлексов, мы перестаём чувствовать усилия, совершая их, нам уже не нужно обращаться к сознанию, управляя тем же автомобилем, мы просто едем. На самом деле, это не имеет никакого отношения к рефлексам, это вовсе не природа, а скорее привычка даёт нам такие возможности. Как часто человек, не обладающий некоторыми привычными нам навыками, кажется нам просто неловко-неуклюжим, а возможно он просто прилагает волевое усилие, чтобы сознательно контролировать себя, и должно пройти время, чтобы новый навык постепенно ушёл на периферию сознания.
Но ребёнок ещё только набирается опыта. Личность его только формируется, он ещё не так сбалансирован, как взрослый человек, он находится во власти своих импульсов-порывов, и ему необходимы внешние поведенческие границы, выставляемые взрослыми. Противоположные волевые векторы ещё не сложились в единую силу воли, работающую во благо построения новой личности. Его психике изначально необходимы оба элемента, ведь постепенная отладка и всё более согласованные взаимодействия этих двух механизмов приводят именно к формированию воли. Чтобы помочь ребёнку в этом необходимом действии, ему необходимо предоставить возможность постоянных активных тренировок. И цель вовсе не в том, чтобы досрочно построить взрослого человека или даже некоего биоробота, нет. Нужно сформировать волевой потенциал, создать разумный и управляемый и в ручном, и в автоматическом режиме баланс между психическими функциями возбуждения-торможения. Необходима и самоценна именно эта двойственная конструкция, а вовсе не те внешние эффектные проявления, которые можно получить с её помощью.
На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»